Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Буллинг

Дата: 22 ноября 2022 в 21:33, Обновлено 28 марта 2023 в 09:47

Буллинг – (от английского bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле – это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). отличается систематичностью и регулярностью повторов.

От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.

Важной причиной возникновения буллинга является отсутствие внимания к его проявлениям и обоснованного беспокойства по этому поводу. Равнодушные наблюдатели становятся пособниками буллинга, где осуществляется формирование у одного из учеников статуса жертвы.

Психологическое состояние избранного в качестве жертвы человека ухудшается. У него усиливаются защитные установки. Он становится все более уязвимым, и тем самым дает все больше поводов для того, чтобы его все сильнее изолировали и на него все больше нападали. Это явление известно ещё и как травля. Инициируется буллинг учениками, которые не понимают «по-хорошему», снова и снова нарушают правила, используют насилие и подавление других учеников, для утверждения своего авторитета, извлечения выгоды или как способ развлечься.

Выходки буллеров происходят на глазах у остальных детей, и это оказывает негативное влияние, как на «зрителей», так и на атмосферу, как в классе, так и в школе в целом. За человеком окончательно закрепляется статус слабого. Появляется эффект привыкания: его неадекватное поведение теперь воспринимается как такое, в котором он сам же и виноват. Человек сам начинает верить в то, в чем его обвиняют. Своими силами он уже не может справиться с ситуацией. Появляются первые признаки нарушения здоровья.

Три существенных признака буллинга: неравенство сил, повторяемость, неадекватно высокая чувствительность жертвы.

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других.

Как быть в случаях обнаружения буллинга
Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от коллеги. Но ему понадобится помощь психолога и родителей в борьбе с разделением класса на отдельные группировки и с развитием буллинга.

В случае возникновения в классе буллинга необходимо:

  • Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в случае обнаружения буллинга в классном коллективе;
  • Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно;
  • Оказать поддержку потерпевшему;
  • Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации;
  • Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы).

Рекомендации по профилактике агрессивного поведения учащихся:

  • Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков;
  • Снижать асоциальное поведение школьников;
  • Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся, навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки; навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

ЧТО ТАКОЕ КИБЕРБУЛЛИНГ И КАК ЗАЩИТИТЬ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ  ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРНЕТОМ

Кибербуллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — «бык», с родственными значениями: агрессивно нападать, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге глагол аналогичного происхождения — «быковать».

  О детской агрессии, направленной на неугодных авторитетным одноклассникам сверстников, большинство из нас знают не понаслышке. В советских школах тоже обижали хилых очкариков, слишком умных «заучек». Объектом издевательств товарищей по парте можно было стать из-за любой ерунды, стоило только ядру класса под предводительством лидера объединиться против своей жертвы. Сегодня, когда львиная доля тинейджеров большую часть свободного времени проводит в соцсетях, проблема вышла на новый уровень. Анонимные (и не только) нападения на юных пользователей в интернет-сообществах набирают обороты. И кибербуллинг уже назвали новым способом насилия над детьми.

В семье Марины и Владимира едва не случилась трагедия: по чистой случайности отец нашел в ноутбуке личный дневник сына, где тот жаловался на травлю в соцсетях и писал, что, если «быкование» не закончится, он вскроет себе вены. Мальчика отвели к психологу, который сумел вывести подростка из депрессии, разузнав всю подноготную этой истории. Оказывается, Миша в переписке ВКонтакте вступился за девочку, про которую его онлайн-друзья сняли оскорбительный ролик и выложили в открытом доступе. Детская агрессия вмиг развернулась в сторону защитника. Посыпались обидные фразы про Мишину внешность (мальчик страдает косоглазием), начался злобный троллинг в сообществах, где он состоял. Паренька изощренно доводили до белого каления ругательными СМС, пошлыми шутками. Крайне застенчивому, неуверенному в себе Мише, испытывавшему большие проблемы с налаживанием контактов с одноклассниками (и потому более или менее комфортно ощущавшему себя только в социальных сетях) хватило нескольких недель «веселой» жизни в реалиях кибербуллинга, чтобы всерьез задуматься о суициде. Благо мальчика вовремя остановили.

Несколько лет назад компания «Лаборатория Касперского» исследовала кибербуллинг как одно из явлений виртуальной жизни. Выяснилось: почти треть родителей (26%) узнали о том, что их ребенок подвергается травле, намного позже, чем это происходило. Больше половины пап и мам (58%) в конце концов вынуждены были вмешаться, чтобы помочь ребенку. Кто-то закрывал доступ в соцсети, кто-то вел к психологу. 13% школьников признались, что уже сталкивались с реальной травлей в классе или спортивной группе, школе искусств. Как правило, она возникала из травли виртуальной.

Почему дети самоутверждаются, унижая других, и как защитить своего ребенка от «быкования»? Об этом и многом другом беседа с исполняющей обязанности заведующей кафедрой психологии и управления Минского областного института развития образования, психологом Ириной Ботяновской:

— Проблема травли подростков сверстниками в соцсетях, несмотря на свою кажущуюся «молодость», уже прочно обросла мифами. Например, часто приходится слышать мнение, что жертва кибербуллинга «не такая» и «сама виновата». Новенький, худой, высокий, рыжий, ребенок-«колясочник»... Перечислять можно до бесконечности. Знаю девочку-подростка, пострадавшую от травли за то, что у нее средний балл в школе — 9,9! Чаще всего речь идет об отношениях, которые складываются в детской среде. Как написано у братьев Стругацких в «Хромой судьбе»: «Против кого дружите?» Отличие, за которое травят (реальное или мнимое), выступает лишь поводом для травли. Причем поводом в данном конкретном случае и в данной конкретной группе.

— Еще говорят, что инициаторами травли становятся только несчастные дети.

— И это далеко не так. Известны акты преследования, вызванные не аффектами и желанием отомстить и самоутвердиться, а холодным расчетом. «Охотники» прекрасно справляются с гневом, умеют вести себя корректно. Вы никогда не заподозрите в этом удивительно воспитанном ребенке инициатора кибербуллинга. А еще для кого-то травля других — средство самозащиты. По принципу: меня обидели — я обижу в ответ. Инициатор травли и жертва меняются местами. Все мы не раз слышали истории о «мести» своим обидчикам.

— Буллинг проявляется только в детском возрасте?

— Это явление не имеет возрастных и иных ограничений. С возрастом меняются лишь формы его проявления. В качестве примера можно привести дедовщину, или хейзинг (hazing). Иногда травле подвергается новичок в давно сработавшемся коллективе.

— Многие родители искренне убеждены в том, что беспокоиться надо только тогда, когда имеют место факты физического насилия. Если ребенка «троллят» в социальных сетях, это можно пережить, ведь видимого вреда нет.

— Различают два типа буллинга: непосредственный, физический (толчки, удары, пинки, побои и так далее) и косвенный, который иначе еще называют «социальной агрессией» (оскорбления, клички, распространение обидных слухов, клевета, плевки в жертву или портфель, запугивание, вымогательство, изоляция, бойкот). Ко второму типу относят и кибербуллинг, который опасен именно в силу своей мнимой безнаказанности и вседозволенности. Как сказал мне один мальчик-«тролль», он издевается над одноклассником в интернете, а не в реальной жизни, потому что «за обидное слово можно и в глаз получить».

— Жертва буллинга может самостоятельно справиться с ситуацией?

— Когда человек подвергается огромной психологической нагрузке (а травля именно такой случай), он должен обладать целым арсеналом средств, чтобы побороть негативное воздействие. Но признайтесь честно: кто из нас настолько хорошо «вооружен»? Поэтому не стоит оправдывать свое бездействие словами: «Он должен сам справиться, это сделает его сильнее!» Возможно, сделает. Если не сломает.

Еще одно заблуждение: краткосрочные меры (вызов к директору, родительское собрание и тому подобное) решат все проблемы. Чего точно не следует делать с агрессорами, так это собирать их в группы для групповых форм работы, будь то беседа или тренинг. И уж тем более не стоит организовывать для них «публичную порку» и заставлять просить прощения. Невозможно разрешить проблему за счет ужесточения дисциплины, отстранения буллера от учебы или организации «терапии» для жертвы травли. Ни одна разовая краткосрочная мера тут не поможет. Буллинг — это фактически вызов всей школе. И справиться с этим вызовом можно только долгосрочной системной работой по созданию в учебном заведении атмосферы безопасности.

— Как правильно реагировать на происходящее подросткам, которые стали объектом кибербуллинга?

— В первую очередь не стоит вестись на провокацию. Потому что травля — это именно провокация. Вероятнее всего, ребенок не сможет закрыть глаза на попытку его запугать. В таком случае разумнее будет поменять полярность события: если он меня травит, значит, он выделяет меня из толпы. Значит, я лучше. Я молодец! Этим мне стоит гордиться! А уже после этого нужно найти для себя ответы на два вопроса: что во мне привлекло внимание этого человека и где я могу применить это качество во благо, раз его уже замечают другие люди, хотя я и не приложил к этому ни малейшего усилия?

— По каким признакам родители могут распознать, что их ребенок стал жертвой травли?

— Обращайте внимание на любые кардинальные изменения в жизни сына или дочери (только сами при этом не превратитесь в буллера). Например, на отношение к гаджетам. Возможно, вас порадует факт, что ребенок перестал так часто «ходить» в соцсети, но не посчитайте за труд узнать причину. При этом ни в коем случае не превращайте такую беседу в допрос. Насторожить может изменение в настроении. Школьник или излишне грустен, или, напротив, излишне весел и жизнерадостен без повода? Такое поведение может быть лишь маской. Также стоит обратить внимание на тревожный сон, проблемы при засыпании вечером и просыпании утром, разные боли. Никогда не лишним будет узнать причину, по которой бывший любитель прогулок отказывается выходить из дома. А уж тем более тревожный звонок — отказ ребенка посещать школу.

— Как в этом случае грамотно вести себя мамам и папам?

— Сразу скажу — противостоять травле трудно. Ведь фактически это означает пойти против общественного мнения. Для этого нужно иметь недюжинную силу духа. И этот барьер, впрочем, как и любой другой, нельзя брать с наскока. Способность противостоять воле большинства не развивается за один день. И, вероятнее всего, вашему ребенку понадобится ваша помощь. Как говорит английская пословица: не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя.

В качестве долгосрочных рекомендаций могу сказать только одно: просто общайтесь с вашими детьми. Не контролируйте, а именно общайтесь. Говорите. Болтайте. Трещите без устали. По телефону ли, в скайпе или где-то еще. Я не призываю всех сразу заделаться лучшими друзьями для своих детей. Но хотя бы не становитесь для них чужаками!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.