Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Методические материалы для педагогических работников

Дата: 2 июля в 14:32

Методические материалы

для педагогических работников

на тему «Родительская любовь и ее роль в воспитании детей.

Повышение родительской компетентности в воспитании детей»

1. Родительская любовь и ее роль в воспитании детей.

Наши дети еще не были взрослыми. Все, что они могут понять о правилах поведения, отношениях между людьми, исходит из опыта взаимодействия, прежде всего со своими же родителями. Взрослый, находящийся рядом, — это и пример для ребенка и помощник в формировании образа мира.

Важным условием эффективного воспитания в семье является родительская любовь.

Способы выражения любви к своему ребенку.

  • Больше контакта. Дети с рождения нуждаются в контакте с родителями. Младенцы хотят чуть ли не круглосуточно быть у мамы на руках, дети постарше — обниматься или сидеть на коленях. Подросткам не так нужен физический, как эмоциональный или зрительный контакт. Обнимайте и целуйте детей, смотрите на них, подбадривайте и поддерживайте. Если на это нет сил, можно взять ребенка за руку, погладить его или ласково назвать. Когда ресурса нет даже на это, честно скажите детям, что вот прямо сейчас неважно себя чувствуете, поэтому не можете обниматься или говорить приятные слова. Дети прекрасно все понимают и смогут подождать, пока вы наберетесь сил. Ваша честность покажет, что вы доверяете ребенку и относитесь к нему как к равному.
  • Эффективное времяпрепровождение. На самом деле важно не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а чем именно вы с ним занимаетесь. Условно говоря, лучше полчаса почитать книгу, активно погулять или поиграть в настольные игры, чем 2 часа смотреть в телефон, пока ребенок копается в песочнице. Придумывайте совместные занятия, которые будут интересны и вам, и ребенку. Именно такое времяпрепровождение показывает детям, что вы их любите, хотите быть рядом с ними и уважаете их интересы.
  • Больше ответственности. Делая что-то за ребенка, мы показываем, что не верим в него и его силы. Если доверяем выполнение простых поручений или разрешаем самому одеваться и выбирать одежду, то понятно, что доверяем. Что может делать ребенок и с какого возраста, зависит от его особенностей. Одни дети уже в три года могут помогать маме готовить, а другие созревают для этого только к школе. Но очень важно не переборщить: если мы перекладываем на ребенка слишком много ответственности, с которой он еще не в состоянии справиться, мы подрываем его веру в себя — ему кажется, что он подвел маму, которая доверила ему выполнение важного задания.
  • Личное пространство. Покажите ребенку, что уважаете его, его границы и личное пространство. Не берите его вещи без спроса, не обнимайте и не целуйте без разрешения, спрашивайте его мнение и, если сравниваете, то только с ним самим, а не с другими. Это показывает, что вы уважаете ребенка, цените и любите его.

И обязательно говорите детям о том, что вы их любите!

Что делать родителям для улучшения отношений с  ребенком?

  • Интересуйтесь жизнью и увлечениями ребенка. Старайтесь задавать ребенку не только вопросы, которые бы касались его учебы, но и вопросы о повседневной и личной жизни. Если подросток не хочет вам сообщать некую информацию, то, значит, нужно оставить его с этим вопросом в покое и не пытаться вытянуть силой. Когда придет время, он сам поделится с вами.Дайте детям возможность быть услышанными. Ребенку, как и взрослому, необходимо понимание того, что его слушают, когда он говорит. Вы можете выбрать в течение дня определенный период – час или даже несколько минут, когда вы отложите все свои дела и ваше внимание будет полностью принадлежать ему.
  • Похвалы много не бывает. Похвала помогает повышению самооценки и настраивает на позитив.
  • Поддерживайте. Несмотря на то, что подросток кажется взрослым, он по-прежнему нуждается в вашей поддержке. Поддерживайте подростка во всех начинаниях, и тогда он начнет еще больше стараться, чтобы вы это увидели и похвалили его.
  • Разговаривайте по душам и находите время для общения.
  • Делитесь опытом. Хоть вы и росли в совершенно иное время, но ваш опыт может быть полезен, и эти знания могут пригодиться ребенку. Делитесь опытом ненавязчиво, и тогда подросток быстрее станет чувствовать свою самостоятельность.
  • Будьте терпеливы. Чтобы наладить отношения с ребенком, необходимо набраться терпения и настойчивости. Если первый опыт оказался неудачным, то не стоит опускать руки. Семейные отношения невозможно нормализовать за пару дней – необходимо немало приложить усилий, чтобы получить положительный результат.
  • Устанавливайте свои границы и правила.
  • Будьте примером для подражания.
  • Будьте искренни и честны с подростком.
  •  Делитесь вашими чувствами с детьми. Не скрывайте от них своих радостей и огорчений.
  • Принимайте активное участие во всех занятиях ребенка. Этим вы, с одной стороны, как бы «делитесь собой», с другой – выступаете образцом увлеченного выполнения заданий.

2. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

Суицидальное поведение – понятие, включающее в себя суицидальные проявления, попытки (парасуицид) и непосредственно суицид.

Условия возникновения суицидальных настроений.

Парасуициды и суициды у подростков часто носят ситуационный характер, нередко совершаются в ситуации аффекта (предательство, резкое замечание, обида, незаслуженное наказание). Часто суицидальное поведение формируется на фоне депрессивного настроения, ощущения одиночества, непонимания окружающими.

Мысли о смерти у подростков возникают при наличии конфликтов, которые вызывают острые переживания обиды, безысходности, одиночества, гнева. При этом, сознание подростка сужается, он не хочет искать конструктивные способы разрешения данного конфликта либо не воспринимает ранее известные. Подросток считает, что все иные способы, кроме суицида, неэффективны или неприемлемы. Конфликт для него приобретает субъективно неразрешимый характер.

Межличностные конфликты и отсутствие доверительных отношений с родителями и близкими людьми являются основными провокаторами суицидальных поступков.

Родители должны помнить и понимать, что сложные семейные отношения, сочетающиеся с непосредственным знакомством подростка с лицами, покончившими жизнь самоубийством, или членством в суицидальных группах, резко повышают риск суицида.Это больно осознавать, но суицидальное поведение подростков в большинстве случаев спровоцировано неблагополучной обстановкой в семье.

Признаки предрасположенности ребенка к суициду.

1. «Живет» в постоянном конфликте (дома, в школе, в кругу друзей). Воспринимает конфликтную ситуацию как безысходную – «ничего нельзя сделать».

2. Выражает положительное отношение к смерти, желание мести и пр.

3. Считает суицид оперативным, быстрым, эффективным, доступным, распространенным и единственно возможным способом достижения желаемой цели – разрешения жизненной проблемы или кризисной ситуации.

4. Самоубийство ассоциируется с позитивными чувствами от его результата (конец страданиям, боли; облегчение; «страдания начнутся у других» – предвосхищение удовлетворенности от чувства мщения). При этом подросток осознает, что это способ страшный, возможно болезненный, непредсказуемый – неизвестно как закончится.

5. Позитивно относится к другим людям, закончившим жизнь самоубийством, которых наделяет преимущественно положительными чертами, мотивами, характеристиками.

6. Ищет информацию о лицах, совершивших самоубийства, людях, интересующихся данной темой (единомышленников), способах суицида, его последствиях, стремится общаться на соответствующие темы в социальных сетях, и пр.

Как родителям поддержать ребенка в трудную минуту?

  • Проявите искренний интерес к его проблемам.Не ограничивайтесь банальным вопросом: «Как дела?». Пусть ребенок почувствует, что вам действительно важно то, что происходит в его жизни. Больше общайтесь с ним на разные темы, интересуйтесь, как прошел его день, обсуждайте то, что его волнует. Больше спрашивайте и слушайте, не перебивая ребенка своими замечаниями и наставлениями. На протяжении рассказа положительно кивайте головой – это придаст ребенку уверенности в своих словах, и он поймет, что вы его внимательно слушаете. Пусть ребенок сначала выскажется, а потом вы вместе аккуратно и тактично будете размышлять над проблемой.
  • Не допускайте, чтобы ребенок отстранялся.Если ребенок пришел домой грустный, расстроенный, не ждите, пока он сам решится вам все рассказать. Спросите его, почему он в таком состоянии, скажите, что всегда готовы помочь и выслушать, что вы его очень любите и всегда будете на его стороне. Прежде всего помогите ребенку выразить его чувства: обиду, грусть, боль, разочарование. Плохие эмоции нельзя подавлять в себе, иначе они будут накапливаться, мучить, расшатывать его психологическое состояние, и в один момент весь поток все равно вырвется наружу, только с еще большими последствиями. Если ребенку нужно поплакать – пусть: возможно, ему станет легче. Слезы – это прекрасный способ выплеснуть эмоции. Просто сидите рядом с ним, обнимайте, шепчите утешительные слова.

Если ребенок наотрез отказывается говорить о причине своих переживаний, не настаивайте. Возможно, он пытается пережить все внутри себя и справиться самостоятельно, никого не напрягая. В этом случае просто скажите ему, что он очень сильный, вы верите в него, и он всегда может рассчитывать на вашу поддержку в трудную минуту. Не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Предлагайте свою помощь, даже если он в ней особо не нуждается – так он будет видеть в вас опору и поддержку.

  • Не забывайте благодарить.Если ребенок сделал что-то хорошее, даже на бытовом уровне (сходил в магазин, помыл посуду, погулял с собакой), не игнорируйте и обязательно поблагодарите его. Простое «спасибо» даст ребенку понять, что он сделал что-то важное и значимое для вас, и его усилия не напрасны. Ведь обычно дети творят добрые дела от чистого сердца, не требуя ничего взамен. Благодарность очень важна для ребенка, особенно в трудную минуту. Ведь тогда он осознает, что кому-то нужен в этом мире, кто-то им дорожит. Делайте также добро в ответ. Так у вас с ребенком сложатся отношения, построенные на взаимопомощи. А значит, ему будет гораздо проще решить свои проблемы, ведь он будет знать, что вы всегда протянете руку помощи.
  • Делайте приятные сюрпризы. Заметив беспокойное или грустное настроение у ребенка, обязательно его чем-нибудь порадуйте. Положительные эмоции всегда перекрывают отрицательные. Бывает, дети не хотят рассказывать о своих проблемах, и выпытывать у них, что случилось, просто бесполезно! Зато, расположив ребенка к себе каким-то знаком любви и внимания, вы с большей вероятностью сможете завязать доверительный разговор и обязательно совместно решить любую проблему.

Поддержка родителей просто необходима ребенку, особенно если он переживает не лучшие времена в своей жизни. Родителям важно и нужно донести до ребенка простую истину: он всегда будет нужен и любим.

3. Профилактика правонарушений и преступлений, в том числе по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Наркомания несовершеннолетних, к сожалению, приобретает масштабный характер: среди тех, кто знакомится с наркотиками, не только дети и подростки из «неблагополучных» семей, имеющие проблемы с поведением, но и те, кто не вызывает тревоги у родителей и педагогов.

Справочно.

По итогам первого квартала 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. отмечено увеличение количества расследованных и направленных в суд уголовных дел, подозреваемыми по которым признаны несовершеннолетние, в сфере незаконного оборота наркотических средств (+50%; количество преступлений выросло с 16 до 24). При этом рост наркопреступлений отмечен только на территории г. Минска (в три раза, с 4 до 12). В основном несовершеннолетними совершались преступления, связанные со сбытом психотропных веществ (20 из 24). Учащимися школ и гимназий совершено 11 наркопреступлений, лицеев и колледжей - 11, высших учебных заведений - 2.

Абсолютное большинство наркопреступлений, совершенных с участием подростков, связано с незаконным оборотом особо опасных психотропных веществ – альфа-PVP, пара-метилэфедрон, 4-СМС. Это вещества, потребление которых может привести к летальному исходу даже при первичном потреблении. В свою очередь наступившие последствия в виде смерти потребителя влекут для распространителя уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до 25 лет.

Любой родитель стремится обезопасить своего ребенка, но очень часто случается так, что родители даже не подозревают о том, что их сын или дочь становятся втянутыми в наркобизнес.

На что следует обращать внимание родителям?

Что должно вызывать тревогу?

  • У подростка появилось много денег (ребенок перестал просить карманные деньги, не просит о пополнении баланса мобильного телефона);
  • Покупает дорогие вещи.
  • Использует электронные кошельки.
  • Имеет карты на других владельцев.
  • Попытки регистрации на криптообменных площадках.
  • Часто уходит из дома.
  • Наличие в телефоне фотографий местности.
  • Использует мессенджеры «Vipole», «Telegram».
  • Наличие в телефоне приложений, позволяющих определять GPS- координаты и накладывать их на фотографии (например, NoteCam или его аналоги).
  • При разговоре использует следующие слова: скорость, гарик, кристалл, меф, алъфач, соль, марафон, приход, кумар и др.
  • Использование приложений, основная цель которых — скрыть истинное местонахождение пользователя в сети.
  • Наличие электронных весов, пакетиков для упаковки, респиратора.

Вовлечение детей в наркобизнес часто происходит с помощью обещаний большого заработка через интернет. Поэтому родителям следует быть внимательным к тому, с кем общается подросток, находясь в социальных сетях; следует понимать, чем заняты дети в сети Интернет.Специалисты советуют изучать переписку в социальных сетях, обращать внимание на установленные приложения, программы на компьютере или телефоне сына, дочери.

Чаще всего вербовка (вовлечение несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков) подростков происходит через социальные сети («ВКонтакте», «Facebook», «Instagram», «Одноклассники») и мобильные мессенджеры («Telegram», «WhatsApp», «Viber», «Skype»).

Если ваш ребенок перестал просить деньги на телефон, карманные расходы, целесообразно заказать детализацию звонков и интернет-трафика.

Очень важно разговаривать с детьми на эту тему! И чем раньше родители начнут обсуждать эти вопросы с детьми, тем лучше. Ведь, как правило, в 14,15 или 16 лет дети уже могут получить предложение о «трудоустройстве».

Следует помнить, что уголовная ответственность за незаконный сбыт наркотиков, предусмотренная статьей 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наступает с 14 лет и предусматривает наказание в виде лишения свободы от 3 до 25 лет.

Постоянно объясняйте ребенку, чтоединственное решение, позволяющее избежать медицинских и правовых последствий, связанных с незаконным оборотом наркотиков – никогда, ни при каких обстоятельствах не связываться с ними!

4. Защита детей от угроз потребления нежелательной информации в сети Интернет.

За последние годы сеть Интернет вошла в нашу жизнь и стала важным современным источником информации и средством общения. Сегодняшние дети уже не представляют себе мир без смартфона или планшета, браузера и онлайн-игр. Поэтому очень важно рассказывать им об основных правилах безопасного использования сети Интернет.

С каким угрозами сталкиваются дети в сети Интернет?

Мошенничество. Признаки интернет-мошенничества бывает непросто распознать даже взрослым. Совершать противоправные действия в сети преступники могут как через сеть Интернет, так и через локальное подключение. Хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации определяется статьей 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь. «Мошенничество» и ответственность по указанной статье наступает с 16 лет.

Возможные схемы мошенничества, которым могут быть подвержены дети:

1. Поддельные интернет-магазины. В интернете существует большое количество поддельных магазинов, недобросовестных продавцов и лжепредпринимателей, которые могут обмануть, не предоставить товар или завладеть персональными данными для мошеннических действий.

Развитие интернет-торговли нередко вызывает у детей желание не только купить, но и начать продавать товары. Некоторые школьники организуют группы продаж товаров из Китая, например, с площадок Aliexpress, некоторые выставляют на продажу свои поделки, творческие работы, личные вещи, размещают объявления об оказании услуг.

Посоветуйте детям не продавать товары через неспециализированные интернет-сайты, социальные сети, рассылку рекламных сообщений.

2. Информация о легком заработке. Сейчас в сети Интернет набирают популярность объявления о легком и высоком заработке для подростков. Зачастую такая работа связана с вовлечением детей в мошеннические или преступные схемы.

Справочно. Все чаще в социальных сетях пользователям стали приходить сообщения с предложениями без особых усилий заработать до 100 долларов за день. Что для этого нужно? Всего ничего, оформить на себя банковскую карту в банке, на который укажет мнимый работодатель, и передать сообщением в сети Интернет полученные реквизиты карты потенциальному работодателю.

Как правило, все общение проходит в сети Интернет без личного контакта. Истории, для чего нужна работодателю банковская карта чужого человека, различны. В основном это необходимость перевода денег на счета в Беларуси, а сам он не может, так как находится в другой стране.

Человек, согласившийся на такие условия сделки, становится так называемым «Дропом» – подставным лицом, используемым кибермошенниками в серых схемах. Дроп– это человек, который соглашается, чтобы его банковская карта стала «транзитной» для денежных средств, украденных мошенниками. Дроп переводит полученные незаконным путем денежные средства с одного счета на другой. Такая цепочка переводов нужна для того, чтобы запутать следы киберпреступников и усложнить работу милиции. Ими в большинстве своем становятся студенты и школьники, испытывающие нужду в финансах. Многие из них не знают, что идут на преступление, думают, что действительно работают, получая заработную плату.

Научите детей:

анализировать любые «привлекательные» объявления на адекватность;

всегда проверять информацию о работодателе, а проверив — настаивать на оформлении официальных трудовых отношений. Если речь не идет ни о чем незаконном, работодатель должен согласиться;

выяснять содержание и условия подработки до мелочей (почему так оценивается, что конкретно нужно делать, что нужно везти, какой товар доставлять);

если что-то смущает – не стесняться спрашивать и выяснять любые подробности;

всегда помнить, что за легкую работу ни один работодатель не будет расплачиваться крупной суммой денег;

обращать внимание на предложения сделать что-то анонимно. Это один из маркеров того, что вас вовлекают в мошенническую схему.

Для защиты детей от опасностей в сети Интернет необходима, в первую очередь, активная позиция родителей.

Рекомендуется совместно с детьми установить ряд правил использования интернет-пространства:

1. Определите детям, какие сайты они могут посещать, какие –  нельзя. Выберите сайты, которые можно посещать вашему ребенку и заблокируйте доступ к неподходящим материалам.

2. Помогите детям выбрать правильное регистрационное имя и пароль. Убедитесь в том, что они не содержат никакой личной информации.

3. Объясните детям необходимость защиты их конфиденциальности в сети Интернет. Настаивайте на том, чтобы они никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки, а также не пересылали интернет-знакомым свои фотографии.

4. Будьте в курсе, с кем контактирует в интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются.

Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу.

5. Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

6. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире.

7. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены. Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из интернета материалам, ведь опубликовать информацию в интернете может абсолютно любой человек.

8. Контролируйте деятельность детей в интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и с какой целью. Однако открытое, честное общение всегда предпочтительнее вторжения в личную жизнь.

9. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в интернете. Посещайте сеть Интернет вместе с детьми. Будьте внимательны к вашим детям! Помните, что никакие технологические ухищрения не могут заменить простое родительское внимание к тому, чем занимаются дети за компьютером.

10. Расскажите о существовании фальшивых рекламных объявлений, обсудив с детьми, что такое рекламные программы и мошенничество, связанное с фальшивыми рекламными объявлениями.

11. Отслеживайте все финансовые операции, совершаемые подростками в интернете, в том числе заказы, покупки или продажи товаров.

Благополучие наших детей зависит от наших совместных усилий.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.